Архитектор дворцов
Растрелли известен своими архитектурными шедеврами. Он превосходный архитектор дворцов в силе барокко середины XVIII века. Франческо Бартоломео Растрелли по происхождению итальянец, в 1716 году он приехал с отцом в Петербург. Обучался Растрелли за границей. В период с 1730 по 1763 годы он был придворным архитектором.
Мансардные, с крутыми изломами крыши, как в третьем Зимнем дворце в Петербурге, рустика, как во дворцах Бирона в Рундале и Митаве, подчеркнутые горизонтальность членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор свидетельствуют о близости ранних построек Растрелли к русской архитектуре первой четверти XVIII века.
В период с 1740 по 1750-е годы традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены Растрелли под влиянием русской национальной художественной культуры. Данный факт проявлялся в следующем:
— стремлении к пространственному размаху архитектурного ансамбля;
— применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и прочего;
— увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре.
Новые качества в творчестве Франческо Растрелли сказались уже в первых крупных постройках сороковых годов:
— деревянном Летнем дворце в Петербурге;
— Андреевской церкви в Киеве.
В последней Растрелли творчески использовал традиции русского зодчества XVII века:
— создал контраст между массивным центральным куполом и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами;
— подчеркнул их вертикальную направленность: главки кажутся продолжением колонн, находящихся на углах постройки, и словно вырастают из ее основания, придавая зданию динамичность, устремленность ввысь.
В 1747 году Франческо Растрелли стал архитектором Большого дворца в Петергофе:
— сохранил основную композицию дворца петровской эпохи;
— пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций;
— заново создал все интерьеры.
В период строительства дворцов Воронцова и Строганова Петербурге завершилось формирование зрелого стиля Растрелли, как архитектора.
Франческо Бартоломео характерны: яркая полихромия и изобилие декора.